Михаил Врубель. Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Третьяковская галерея

Коротко

Михаил Врубель — российский художник, чей период творчества приходится на XIX – начало XX века. Творчество Врубеля не ограничивается только живописью. Автор работал в графике, скульптуре, декоративно-прикладных ремёслах. Искусствоведы считают Врубеля одним из самых многогранных художников той эпохи.

Картины Врубеля выставлены в Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Киевском художественном музее, Галерее современного искусства в музее изобразительных искусств Республики Татарстан, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Вятском художественном музее, Одесском художественном музее. В Омске, родном городе художника, открыт музей его имени.
В творчестве Врубеля каждый зритель найдёт что-то своё, тем не менее, нет людей, которые остаются равнодушными к его картинам.

Картины

«Демон сидящий» и «Демон поверженный»

Две картины Михаила Врубеля, в которых автор раскрывает тему демонов. В его творчестве демоны — не столько злобные духи, сколько составляющая самого человека.

«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый» — указывает сам художник в своих же заметках о картине.

Вдохновило на серию иллюстраций и картин с демоном творчество Михаила Юрьевича Лермонтова.
Тогда Михаил Врубель сотрудничал с редактором сборника стихов Лермонтова Петром Кончаловским. К юбилейному сборнику стихов Лермонтова Врубель написал около 30 иллюстраций. Как утверждают современники, большая часть этих иллюстраций была написана к стихотворению «Демон». Художник нашёл для себя что-то близкое в теме, которую поднял поэт. Так слово, рождённое в сознании одного гения, превратилось в образ, воплощённый на бумаге.

Для «Демона поверженного» Врубель просил своего приятеля прислать ему фотографии кавказских гор, и не мог спать, пока не увидит эти горы. Горы стали частью этой картины. Они же нарисованы и на всех эскизах к ней.

Тема демонов сопутствует творчеству художника с 1890 по 1902 год.

Врубель написал несколько полотен на эту тему. Среди них «Тамара и демон», «Демон летящий». Работа в этом стиле, который сейчас искусствоведы выделяют, как собственный стиль Михаила Врубеля, началась с «Демона сидящего». При том все картины и иллюстрации создают ощущение зажатости персонажа, будто полотно с трудом вмещает его. Все работы пронизаны тоской, глубокими размышлениями гостя из потустороннего мира.

На первой и на последней картине из серии фоном являются горы, которые Врубель сделал непременной частью пейзажа.

Царевна-Лебедь

На картине изображён персонаж оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», поставленной по одноимённой русской сказке. Художник участвовал в подготовке премьеры в Частной опере Саввы Мамонтова. Именно ему доверили выбор декораций и костюмов для этой оперы.

Удивительный факт, что партию царевны-лебедя исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. Но лицо, переданное на картине, совсем не похоже на неё. Художник и искусствовед Николай Прахов находил сходство между лицом, изображённым на картине, со своей сестрой Еленой Праховой.

Елена являлась дочерью Эмилии Праховой, в которую Михаил Врубель был влюблён, по версии биографов. Существует версия, что лицо царевны-лебедь было полностью выдумано. Художник соединил в нём черты Елены и своей жены Надежды.

На картине автор пытается передать мгновение превращения девы в птицу. В Царевне лебеди сошлись две стихии — тёмная холодная вода и воздух, устремление ввысь.

Фантазия

Картина, написанная карандашом на бумаге. Здесь автор увидел голову спящего боярина (по некоторым версиям Иоанна Грозного) в продолжении линий куска парчи, брошенного на стул. Картина — пример графического творчества художника. С одной стороны, графика не способна передать цвет, оттенки, тени.

Художник делит картину на две части.

Центральная часть передана абсолютно точно. На ней показан каждый изгиб парчовой ткани, передан блеск дорогого материала при полном отсутствии цвета. Из неё как бы вырастает увиденное им лицо
Другая — более схематична. Это подушка, кровать, обстановка комнаты. Небрежные штрихи только обозначают контуры комнаты, подушки, ложа.

Автор сумел приковать внимание именно к голове. Эти части нельзя разделить на реальную и воображаемую составляющую этой картины.

Так в точно прописанной центральной части есть и реальная парча, и голова, существующая только в сознании художника. А в схематично изображённую часть попадает окружение, которое могло существовать.

Шестикрылый серафим

«Шестикрылый серафим» — одна из последних работ художника. Многие искусствоведы, в том числе и куратор выставки отмечают, что здесь автор осознаёт себя в качестве пророка в мире искусства.

Считается, что на эту картину его вдохновило стихотворение «Пророк» Александра Пушкина.
В образе пророка автор видит себя. А в образе серафима он представляет свою жену Надежду. Он представляет её передающей откровение.

Образ серафима перекликается и с архангелами, которых писал в Киевском соборе. Перед тем, как написать «Шестикрылого серафима» Врубель некоторое время работал только в графике. Он отказался от масла, от цвета. Некоторое время он считал, что оттенками чёрного и белого можно передать все цвета и чувства, которые испытывает художник. После периода увлечения графикой он возвращается к работе маслом, именно в этот период и родилась данная картина. Михаил Врубель демонстрирует прекрасное владение цветом и использует множество оттенков, несмотря на то, что совсем недавно считал, что в будущем цвет уйдёт на второй план.

Идея выставки

Куратор выставки в Третьяковской галерее отмечает, что Врубель — это художник на все времена. Основной идеей выставки в Третьяковской галерее был эксперимент: как сегодняшнее поколение увидит Врубеля. Нынешняя выставка принципиально отличается от выставки 1997 года. Основное отличие — это информационный фон.

Сегодня все музеи выложили в электронном виде свои каталоги. Поэтому для нынешнего зрителя доступны все картины одновременно. Также на сайтах есть множество биографических очерков о художнике. Автор выставки сравнивает нынешнее восприятие художника прошлого с восприятием сегодняшних медиазвёдз: зрители знают все особенности биографии, могут прочесть о похождениях известного художника.

Ключевая задача музея в современную эпоху — показать различие между восприятием произведения искусства от информации о нём. В музее зритель может увидеть произведение в натуральную величину, посмотреть, как оно выполнено в красках без искажений, которые создают экран монитора и обстановка, в которой будущий зритель собирает информацию о художнике.

Куратор строит выставку на определённых ключах, которые помогут понять творчество художника. По её словам, художник хотел быть понятым. Он прекрасно осознавал своё значение для искусства в целом.

Так, когда Третьяковка отказалась покупать картину «Демон» ещё при жизни автора, Врубель кричал на члена попечительского совета галереи Остроухова: «Вы совершаете преступление перед человечеством и историей искусства».

Когда Михаил Врубель рисовал чертежи или фрески, он ощущал себя работающим вместе с такими признанными мастерами, как Микельанжело или Рафаэль.

Если изучить биографию художника, то по словам куратора выставки, начинает казаться, что его судьба была предопределена. Каждое событие в его жизни делало из него того, кем он стал.

На выставке в Третьяковской галерее представлены работы из собственных коллекций и коллекции Русского художественного музея. Привести картины из Киева не удалось. Тем не менее, они входят в каталог, зритель может ознакомиться с этой частью коллекции только через уменьшенные изображения.

Отзывы о посещении выставки

В декабре 2021 года мы предложили посетить выставку воспитанникам Владимирской школы искусств №3. Помимо благодарственного письма от администрации школы искусств, несколько отзывов оставили и семьи юных художников, которые посетили картинную галерею.

Спасибо большое за великолепную возможность посещать музеи и выставки. Благодаря вам мы смогли посетить увлекательные выставки и узнать много нового

Хотим выразить благодарность от нашей семьи организаторам экскурсий «Тройка-Русь», которые провели для группы детей Школы искусств №3 много ярких, познавательных, интересных поездок. Всегда чистый, тёплый (комфортабельный) автобус, время отправки точное, доброжелательный водитель. В залах экскурсий всё обговорено, никаких проблем с билетами и экскурсоводами. Наша дочь с большим удовольствием всегда собирается в поездки, организованные «Тройка-Русь».